Вопрос № 1. Понятие и значение качества


Вопрос № 1. Понятие и значение качества

Понятие качества прошло эволюционный путь развития от античных времен до настоящего времени и имеет многооспектные трактовки.

Первое понятие качества внес Аристотель.

Первоначальная категория качества, как и большинство категорий. Которыми мы сегодня пользуемся, изучались философами. Это не случайно, ведь именно философию считают источником всех современных наук. Считают, что качество впервые было подвергнуто анализу Аристотелем еще в 3веке до нашей эры, которые под качеством понимал различие между предметами по признаку: хороший и плохой.

В теории и практике управления качеством существует различные трактовки понятия качеством.

Китайский иероглиф обозначающий качество, состоит из 2 элементов: равновесия и денег. Японский ученный Исикава под качеством понимал: свойство продукции реально удовлетворяющей потребителей

Американский ученный Джуран рассматривает понятие качество:

С объективной стороны качество-это пригодность для использования соответствие - назначению

С объективной стороны качество - есть степень удовлетворенности потребителей.

 

 

Деминг

Качество-это свойство нацеленное на требования потребителя (настоящих и будущих)

Фейгенбаум

Качество - есть то, что покупатель считает таковым

 

Доск.

Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающий ее пригодность, удовлетворять определенные потребности с соответствием с ее назначением.

 

Международные организации по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристики продукции, которые придают или способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности

 

Вопрос № 2. Формирование научных подходов к управлению качеством и первый этап эволюции управления качеством.

Эволюция управления качеством.

О практике управления говорят, что она стара как мир. Однако началом научного подхода к управлению качеством, принято считать издание 1905 года книги Тейлора - «Принципы научного управления»

Этап 1900-1920

Таким образом, началом I этапа (1900-1920) эволюции управления качеством считается появление системы Тейлора, которая устанавливала требования качества продукции в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхние и нижние границы.

Главное внимание на этом этапе уделялось контролю готовых изделий. Все силы в области управления качества были направлены на сортировку готовой продукции, с тем, чтобы потребителю попали только годные изделия. Контроль и отработка производственной практике реализовались различными методами, которые развивались и совершенствовались под влиянием достижения научно – технического прогресса. Если весь производственный процесс от закупки материалов до изготовления готовой продукции осуществлялся на одном предприятии, то проводили приемочный контроль качества продукции перед отправкой потребителю (приемочный контроль – это 100% контроль продукции на конечном этапе).

Если технология изготовления продукции состояла из большего количества операций и отличалась значительной сложностью, то в этом случае приемочный контроль сочетался с операционным контролем.

Основным недостатком первого этапа было то, что оценка годности изделия и управляющие воздействие (доработка и утилизация) были связаны не с выявлением причин появления брака, а лишь их последствиями и осуществлялись тогда, когда производственный процесс был уже завершен.

 

Второй этап эволюции управления качеством.

На 2 этапе (1921 – 1950) методы управления качеством стали откладывать уже сами производственные процессы, а затем и более ранние стадии, предшествующие процессы производства. В этот период получили развития статистические методы контроля качества, которые активно разрабатывались и пропагандировались такими известными американскими учеными, как Де́минг Уи́льям Э́двардси и Джозеф Джуран. Развитие данных методов было связано с осознанием того, что причиной брака большей степени заключается в изменчивости производственного процесса, поэтому необходимо контролировать не только и не столько качество отдельных изделий, сколько характеристики производственного процесса, стремясь к его стабильности и соответствию требования. Статистические методы контроля позволили оптимизировать также контроль готовых изделий. С помощью этих методов, можно было подвергать испытанию не всю партию изделий, а лишь некоторое строго – определенное их число (выборочный контроль), а по результатам испытаниям выборки судить о годности всей партии.

Проблема качества на данном этапе по-прежнему разрабатывалась в основном как инженерно – технологическая проблема контроля продукции и производства, в то время как необходимо было проблему управления рассматривать более глобально и в организационном, и в социально – психологическом плане. Впоследствии новые условия производства потребовали поиска адекватных и эффективных методов обеспечения качества.

Третий этап эволюции управления качеством.

 

В начале 3 этапа (1951-1980) появилась концепция управления качеством. Одним из основоположников, которой является американский ученый Фейгенбаум, предложивший рассматривать и проанализировать каждый этап в процессе создания продукции, а не только по его конечному результату как это было ранее. Такой анализ позволяет не ограничиваться констатацией брака, а выявить причинные его возникновения, разрабатывать мероприятия, принимать управленческие решения, внедрять эти решения для обеспечения выпуска качественной продукции.

Появившаяся концепция дала возможность сформулировать рациональную основу обеспечения качества. Пришло осознание того, что качество должно закладываться в изделиях на всех этапах жизненного цикла и только это может гарантировать устойчивость всех свойств и показателей качества.

Данный этап управления качеством характеризуется также появлением различных методов обеспечения качества о формировании системы обеспечения качества, которая позволила организовать эту деятельность на комплексной основе, начиная от изучения требований потребителя и заканчивая послепродажными обслуживаниями. Для подтверждения способности удовлетворять запросы потребителей стали необходимы другие механизмы, которые были найдены на следующем этапе развития управления качеством.

 

Четвертый этап эволюции управления качеством.

IV этап (1981 по настоящее время),качество формируется под действием множества факторов, необходима система управления качеством. Это система предполагает не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на этапе жизненного цикла продукции, с целью поддержания соответствующего уровня качества. В 1987 году международная организация по стандартизации выпустила первые стандарты в сфере управления качеством (ИСО серии 9000), которые развивались и совершенствовались. Последняя редакция международных стандартов серия 9000 вышла в 2000 году и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно – новый уровень. Эти стандарты положили начало системного подхода управления качеством и сертификации систем качества, определили основные требования процессом управление качеством, определили основные принципы всеобщего менеджмента качества.

 

Вопрос № 17. Функция управления качеством: информация о качестве, разработка мероприятий по качеству, реализация мероприятий.

Информация о качестве.

Назначение этой функции - информационное обеспечение соответствующих подразделений для анализа и разработки необходимых мероприятий в процессе управлением качеством. Информация о качестве подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя информация поступает по результатам контроля производственных процессов и показывает качество продукции с точки зрения производителя.

Внешняя информация поступает от заказчиков или потребителей и показывает степень их удовлетворения продукцией.

Сравнение внутренней и внешней информации позволяет объективно оценит ситуацию с качеством продукции, что позволяет применять определенные меры по улучшению качества продукции.

Реализация мероприятий.

Одним из важнейших критерий успешной деятельности предприятия является способность реализовать принятые решения. Реализация мероприятий – это заключительная функция цикла управления качеством. Осуществляется после принятия решения, которое в виде, приказов, планов, мероприятий или графиков работ, направленных всем исполнителям, а также отдел управления качеством для реализации координации работ и контроля работ для их выполнения. В процессе реализации мероприятий в них могут вноситься коррективы или изменения от некоторыхмероприятий,иногда приходится отказываться или переносить сроки их выполнения. Отдел управления качеством для таких случаев оформляет необходимые изменения. По результатам выполненных работ составляются акты и протоколы,которые потомутверждаются руководителями предприятия. После реализаций мероприятия цикл управления качеством повторяется, но на более высоком уровне. Вновь осуществляется контроль качества (с учетом принятых мер) анализируется полученная информация, оценивается эффективность принятых мер, и при необходимости разрабатываются новые мероприятия, продвигаясь по спирали качества.

 

ИСО серии 9000-87.

Первая версия стандарта ИСО серии 9000-87, была разработана на основе британских национальных стандартах, и включало в себе модели систем обеспечения работы качества для разных этапов жизненного цикла продукции.

Вторая версия 1994 год ИСО было выпущено второе издание стандартов ИСО серии 9000-94, в которых были учтены результаты практического применения первых стандартов. Это версия стандартов была значительно расширена за счет рекомендаций по внедрению систем качества в организации.

Трития версия ИСО серии 9000 было выпущено в 2000 году и действует до настоящего времени. Семейство стандартов ИСО 9000-2000 включает следующие стандарты.

1) ИСО 9000-2000 называется систем менеджмента качества. Основные положения и словарь. В стандартах можно найти терминологию.

2) ИСО 9001-2000 называется систем менеджмента качества. Требования по разным процессам, которые необходимы для систем.

3) ИСО 9004-2000. Систем менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

ИСО 19011-2002. Руководящие указания по аудиту (проверка систем менеджмента качества)

В нашей стране эти стандарты 9001,9004 и 9000 были приняты в качестве национальных (в виде госта) в 2001 году, а стандарт 19011 в 2003 году.

Русскоязычная версия стандартов имеет следующий вид

ГОСТ Р. ИСО 9000-2001

ГОСТ Р. ИСО 9001-2001

ГОСТ Р. ИСО 9004-2001

ГОСТ Р. ИСО 19011-2003

Международный стандарт серии ИСО 9001:2000. Требования к системам менеджмента качества.

ИСО серии 9001:2000 определяет 4 группы процессов необходимых для создания и функционирования системы менеджмента качества:

1. Процессы связанные с управленческой деятельностью руководства (ответственность руководства)

2. Процессы связанные с обеспечением и управлением ресурсов (менеджмент ресурсов)

3. Процессы жизненного цикла продукции

4. Измерения анализа и улучшения качества.

 

4.Раздел. Системы менеджмента качества

Содержит модель системы менеджмента качества, а также документации этой системы:

-политика по качеству

-руководство по качеству

-документы предназначенные для планирования и выполнения процессов.

-записи нестандартных действий (специальный вид документа)

 

5.Раздел

Содержит требования связанные с управленческой деятельностью руководства, определенных основных обязанности высшего руководства в рамках TQM.

1. ориентация на потребителя

2. обеспечение разработки потребителя

3. планирование. Результат планирования

4. ответственность, понимание и обмен информации

-назначение ответственного

-доведение информации до всех сотрудников

5.анализ с целью принятий эффективных решений

6.Раздел. Менеджмент ресурсов.

Стандарт содержит требования к разным ресурсам организации и выделяет 3 группы ресурсов:

1.Человеческие ресурсы (персонал) квалификация, компитентность, обучение.

2. Инфраструктура (здание, сооружение, рабочее пространство, оборудование, служба, обеспечение)

3.Пространственная среда (совокупность условий в которых в которых осуществляется работа с учетом физических, социально-психологических и экологических факторов)

7.Раздел

Процессы жизненного цикла продукции содержит требования к различным процессам жизненного цикла продукции. Среди этих процессов выделены:

1.Процессы связанные с потребителями.

2.Процессы разработки и проектирования продукции.

3.Производство и обслуживание продукции.

 

 

8.Раздел. Измерение анализ и улучшение.

Требования к мониторингу и измерению любых процессов производимой продукции, системы управления организации. С целью анализа и совершенствования деятельности.

 

 

Вопрос № 1. Понятие и значение качества

Понятие качества прошло эволюционный путь развития от античных времен до настоящего времени и имеет многооспектные трактовки.

Первое понятие качества внес Аристотель.

Первоначальная категория качества, как и большинство категорий. Которыми мы сегодня пользуемся, изучались философами. Это не случайно, ведь именно философию считают источником всех современных наук. Считают, что качество впервые было подвергнуто анализу Аристотелем еще в 3веке до нашей эры, которые под качеством понимал различие между предметами по признаку: хороший и плохой.

В теории и практике управления качеством существует различные трактовки понятия качеством.

Китайский иероглиф обозначающий качество, состоит из 2 элементов: равновесия и денег. Японский ученный Исикава под качеством понимал: свойство продукции реально удовлетворяющей потребителей

Американский ученный Джуран рассматривает понятие качество:

С объективной стороны качество-это пригодность для использования соответствие - назначению

С объективной стороны качество - есть степень удовлетворенности потребителей.

 

 

Деминг

Качество-это свойство нацеленное на требования потребителя (настоящих и будущих)

Фейгенбаум

Качество - есть то, что покупатель считает таковым

 

Доск.

Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающий ее пригодность, удовлетворять определенные потребности с соответствием с ее назначением.

 

Международные организации по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристики продукции, которые придают или способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь