Легкий пост

Степени строгости Великого поста

Прежде всего, нужно знать, что пост - это не только дело добровольное, но и вариативное. Не нужно представлять себе церковные правила как раз и навсегда застывшие и не поддающиеся изменению – неизменны в христианстве лишь вероучительные догматы, остальное же должно использоваться в зависимости от ситуации.

Точно так же и с постом: существует шесть видов или степеней строгости поста. Строго говоря, настоящим постом считается полный отказ от пищи, но такая разновидность поста существует в основном среди особо аскетичных монахов и сподвижников, от мирян такого никто никогда не требовал.

Следующая ступень это так называемое сухоядение, заключающееся в том, что употребляется лишь холодная пища неживотного происхождения, приготовленная без использования растительного масла. Далее следует вид поста, при котором та же самая пища без масла может разогреваться. Более либеральная степень уже позволяет использование при приготовлении пищи растительного масла. Еще большие послабления допустимы при постоянном вкушении рыбы, и совсем легким является пост, при котором употребляются все виды пищи, включая молочные продукты, но при строгом исключении мяса.

Как видно, вариантов поста сразу шесть, и выбирается один из них в зависимости от личного решения постящегося. Так, более щадящие режимы воздержания рекомендуются для неофитов, то есть для новообращенных верующих, которые должны постепенно привыкать к дисциплине христианской жизни. Кроме того, в зависимости от различных ситуаций верующий может, посоветовавшись со священником, облегчить свой пост.

Также легкие в гастрономическом отношении варианты поста не то что допускаются, а почти обязательны для больных, путешествующих, занятых физическим трудом, а также для беременных и кормящих младенцев женщин. Находящиеся на военной службе могут быть вовсе освобождены от ограничений в питании на время поста.

Что же до самого содержания постного рациона, то оно должно определяться как соображениями поддержания сил и работоспособности, так и духовными ограничениями. Другой проблемой является количество потребляемой постной пищи – распространена практика, когда постная пища поедается в огромных количествах, этим люди стараются восполнить нехватку скоромной пищи. Мало того, что это неразумно с житейской точки зрения (постничающий таким образом человек просто-напросто наберет немало лишних килограммов), так это еще и нарушение смысла поста, заключающегося именно в воздержании и контроле над своими желаниями и потребностями.

Так что во время поста для мирян есть два основных правила: есть то, что не содержит продуктов животного происхождения, и есть умеренно. В остальном в современном обществе проблем с постным питанием возникнуть просто не должно – в продовольственных магазинах появляется все больше отделов постной пищи, а на время основных постов практически в каждом ресторане и кафе подается отдельное постное меню.


Кухня Великого Поста

Великий пост составляет сорок дней, так называемую Великую четыредесятницу. Он является образом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Следующие восемь дней — Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы — посвящены воспоминанию Страстей Спасителя и событий, которые им предшествовали.

Разумное воздержание полезно. Наоборот, неумеренность — причина болезней. Церковь облегчает тяготы поста для беременных женщин, больных, престарелых, людей, занятых тяжелым трудом. Чтобы пост служил укреплению, мало лишь отказа от «тяжелой9raquo; для пищеварения пищи — мяса, жиров. Нужно исключить любые злоупотребления — пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей.

«Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост — уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров. Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. (…) смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание. ».

21 марта 2005 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.