Условнорефлекторное торможение


Условнорефлекторное (приобретенное, вырабатываемое) торможение возникает не сразу, а развивается постепенно, вырабатывается после многократного воз­действия условного раздражителя при отсутствии безусловного подкрепления. Это торможение является изменчивым и динамичным. И. П. Павлов считал ус­ловнорефлекторное торможение внутренним, так как оно развивается внутри дуги условного рефлекса, в тех нервных структурах, которые участвуют в осу­ществлении данного рефлекса.

И. П. Павлов назвал подкрепляемые условные сигналы положительными, а со­ответствующую реакцию — положительным условным рефлексом. Неподкрепля-емые условные сигналы назвал отрицательными, так как они сигнализируют об отсутствии пищи, опасности и т. д.; соответствующую реакцию — отрицательным (тормозным) условным рефлексом.

Условное торможение: ■ развивается при отсутствии подкрепления раздражителей, которые постепен­но приобретают свойства условного тормозного (или отрицательного) сигнала;


 


;■'!)


6 Возрастная анатомия



зависит от индивидуальных свойств нервной системы — у возбудимых инди­видуумов оно вырабатывается труднее и медленнее;

■ вырабатывается в зависимости от физиологической значимости безусловного рефлекса, подкрепляющего положительный условный рефлекс, а также проч­ности ранее выработанного условного рефлекса;

■ может взаимодействовать с безусловным, в одних случаях это вызывает явле­ние растормаживания, в других — суммацию условного и безусловного тор­можения.

Так как заторможенный условный рефлекс может самопроизвольно восстанавли­ваться, это важно учитывать при воспитании поведенческих навыков в раннем возрасте.

И. П. Павлов выделил четыре вида условного торможения: дифференциро-вочное, запаздывающее, условный тормоз и угасательное.

Дифференцировочное торможение вырабатывается тогда, когда на организм действуют несколько сходных по своим качествам раздражителей, один из кото­рых подкрепляется безусловным раздражителем, а другие действуют без подкреп­ления. С помощью этого вида торможения из сходных раздражителей выделяется тот, который будет подкрепляться безусловным, т. е. биологически значимым для организма. Например, мама кормит ребенка с серебряной ложечки. Вид этой ло­жечки вызывает соответствующие пищевые реакции, но какое-то время ребенку дают лекарство с пластиковой ложечки подобного размера и формы. Вид пласти­ковой ложечки постепенно перестает вызывать пищевую реакцию, так как он не подкреплялся пищей.

Благодаря дифференцировочному торможению человек различает звуки, шу­мы, цвета, форму предметов, похожие дома, людей, из похожих предметов выби­рает тот, который ему нужен.

Чем ближе дифференцируемые раздражители, тем труднее выработать на один из них дифференцировочное торможение, так как требуется большая концентра­ция нервных процессов.

Первые дифференцировки вырабатываются в первые месяцы жизни. Снача­ла этот процесс идет медленно, но по мере тренировки ускоряется. Непрерыв­ное, все более тонкое различение явлений окружающего мира составляет важную часть мышления человека, определяет возможность обучения. Путем дифферен­цировки словесных раздражителей выявляются их частные особенности, необхо­димые для образования новых понятий.

Этот вид торможения чрезвычайно важен в педагогической практике, особен­но в процессе обучения младших школьников. Например, при изучении азбуки через различение близких по начертанию букв познается их смысловое значение. Неточность выработки дифференцировки приводит к неправильному произно­шению слов, неверному написанию букв.

Запаздывающее торможение характеризуется тем, что реакция на условный раздражитель не проявляется в течение некоторого времени после начала его


действия, т. е. запаздывает. Этот вид торможения формируется, если при выра­ботке рефлекса условный раздражитель подкрепляется безусловным через какое-то время. При рефлексах, связанных с запаздывающим торможением, в больших полушариях сменяются две фазы: недеятельная (торможение) и деятельная (воз­буждение).

У человека примером запаздывания можно считать реакцию на команду: «На старт! Внимание! Марш!». Последняя часть команды дается после небольшо­го интервала. Способность спортсмена удерживаться от преждевременных дейст­вий требует достаточно сильного внутреннею торможения. Запаздывание обес­печивает «замирание» организма в ожидании последней команды. Спортсмены со слабо тренированными процессами внутреннего торможения, не выработан­ным запаздыванием, нередко допускают так называемые фальстарты, срываясь с места раньше сигнала «Марш!».

Примером проявления торможения запаздывания может быть также поведе­
ние детей при звонке с урока. Звонок прозвенел, но учитель еще не давал коман­
ды «Урок окончен, можно отдыхать». Если запаздывание выработано, ученики
не встают с мест, а ждут подкрепляющего словесного сигнала, отставленного во
времени. ■__„ ^

Запаздывающее торможение вырабатывается у детей с большим трудом. Толь­ко к старшему школьному возрасту у детей в полной мере вырабатываются такие качества, как выдержка, умение сдерживать свои желания, сила воли. В основе пе­речисленных качеств лежит также торможение запаздывания.

Условный тормоз развивается в том случае, если после прочной выработки положительного условного рефлекса на какой-либо раздражитель к нему прибав­ляется новый раздражитель, и действие этой комбинации двух условных раздра­жителей никогда не подкрепляется. Этот вид торможения важен своей универ­сальностью: если добавочный раздражитель приобрел свойства условного тормо­за, то, будучи присоединенным к любому другому положительному сигналу, он затормозит соответствующий этому сигналу условный рефлекс. Так, вид аппетит­ного бутерброда вызывает условнорефлекторную пищевую реакцию. Вид мухи, севшей на бутерброд, вызывает торможение пищевого рефлекса. При выработан­ном условном тормозе то же самое произойдет, если человек увидит муху на варе­нье, пирожных и т. д.

У человека компонентом тормозной комбинации могут выступать словесные раздражители, например слово «нельзя». «Делай», «возьми» — положительные ус­ловные раздражители, а «нельзя делать», «нельзя брать» — тормозные раздражите­ли, исключающие действие.

Условный тормоз — основа дисциплинированности и самообладания. Разви­тие данной разновидности торможения сопровождается способностью человека не делать то, что запрещено, представляет угрозу для других, противоречит ос­новным морально-этическим нормам поведения.

Угасательное торможение развивается, если условный рефлекс многократно не подкрепляется безусловным раздражителем. Через некоторое время после уга-


 




сания условный рефлекс может восстановиться, если подкрепить действие услов­ного раздражителя безусловным.

Угасательное торможение имеет важное биологическое значение, так как при­водит деятельность организма в соответствие условиям внешней среды. Благода­ря этому торможению организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение. Угасание лежит в основе забывания.

Скорость выработки угасательного торможения зависит:

■ от прочности условного рефлекса (стабильные рефлексы угасают медленнее);

■ физиологической силы и вида подкрепляющего безусловного рефлекса;

■ частоты неподкрепления (регулярное неподкрепление способствует быстро­му развитию торможения), например, мы помним, как пользоваться ложкой, вилкой, но легко забываем иностранные слова (если не используем их часто);

■ индивидуальных типологических различий ВНД.

Угасательное торможение начинает проявляться только с конца периода первого детства. На более ранних этапах угасание почти не развивается. Это значит, что условные рефлексы, образовавшиеся у детей в возрасте до 5 лет, практически не исчезают и продолжают проявляться не только при неподкреплении, но и при их активной переделке. Именно поэтому трудно отучать детей от вредных привычек.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП

Внешний мир воздействует на организм не единичными раздражителями, а сис­темой одновременных и последовательных сигналов. Если эта система часто по­вторяется, то в деятельности головного мозга образуется системность, или дина­мический стереотип.

Динамический стереотип представляет собой последовательную цепь ус-ловнорефлекторных актов. Они осуществляются в строго определенном, закреп­ленном во времени порядке и являются следствием сложной системной реакции организма на систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (непод-крепляемых, или тормозных) условных раздражителей.

Выработка стереотипа — пример сложной синтезирующей деятельности ко­ры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, то поддержание его не требует значительного напряжения корковой деятельности, многие действия при этом становятся автоматическими (ребенок долго осваива­ет процесс одевания, но со временем это становится простой задачей). Динами­ческий стереотип — основа образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Изменение условий существования организма влечет за собой ломку динамического стереотипа, которая возможна только у индивидуума со способ­ностью к угасательному торможению. Временные связи между элементами сте­реотипа достаточно прочны. Изменение стереотипа (замена одного из сигналов


другим или включение какого-либо компонента) требует тренировки. Трудно «пе­реучить» ребенка, если он, например, научился неправильно держать ручку при письме. Сложно отказаться от вредных привычек, в том числе и курения, так как сама мысль о сигарете — первый пусковой сигнал — приводит к реализации цело­го комплекса последующих действий, цепь которых не всегда удается разорвать.

Стереотипы — это основа человеческого поведения. Вынужденная ломка сте­реотипов приводит к снижению готовности мозга к последующей деятельности, что в свою очередь может стать причиной многих негативных явлений как со­матического, так и психического характера.*'«Переучивание», смена обстановки в ряде случаев становится причиной неврозов. Вот почему последовательность, преемственность приемов воспитания и обучения, непротиворечивость требова­ний, предъявляемых ребенку с первых лет жизни, являются необходимым усло­вием здорового и гармоничного развития его личности.









Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь


Warning: Unknown: open(/tmp/sess_de5995b86e622ad6e69f47c9338a79c5, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0