II. Внеутробный I (от рождения до смерти)


! 1. Новорожденный (0-10.дней)

2.Грудной j (10дней-1 год)

: 3. Раннее детство (1-3 года)

.•■•;,.


Критерии

Оплодотворение, образование зиготы

Питание за счет слизистой матки, формирование плаценты

Питание через плаценту и из околоплодных вод

Развертывание во времени генетической программы развития и деградации с уче­том факторов внешней среды

Формирование легочного газообмена. Вскармливание молозивом

Молочное питание. Реализация и закрепление сидения и стояния

Освоение локомоторных актов (ходьба, бег). Овладение речью


Основные морфо-функциональные изменения

Армирование организма из зиготы. Быстрый рост и дифференцировка клеток и тканей, органов и сис­тем. Питание за счет материнского организма

Критические периоды:

7-12 день-период имплантации;

3-6 неделя - образование зачатков органов;

8 недель - начало функционирования сердца

Критические месяцы:

3 мес. - формирование плаценты и костно-мозгового

кроветворения, образуются зачатки коры головного

мозга;

6 мес. - все органы в основном сформированы;

конец 9 мес. - плод занимает постоянное положение

Дальнейший рост и развитие организма

Адаптация к новым условиям существования сопро­вождается физиологической потерей веса (восста­навливается к концу периода), физиологической желтухой,'заживлением пупочной ранки. Начинает функционировать дыхательная система, изменяется характер питания. Включаются механизмы термо­регуляции. Взаимосвязь с окружающей средой осуществляется на основе безусловных рефлексов. Образуются условные рефлексы на время кормления и положение при кормлении

Интенсивный рост. Формирование изгибов позвоноч­ника. Прорезывание первых молочных зубов. Разви­вается деятельность всех органов чувств. Формиру­ются положительные эмоции. Начинается развитие внимания, памяти, мышления на основе условных рефлексов. Высокая ранимость организма и низкая сопротивляемость к различным острым заболеваниям

Интенсивно развиваются системы организма, совершенствуются движения. Формируется большое количество условных рефлексов и динамических стереотипов, но они недостаточно устойчивы из-за большой активности подкорковых отделов. Совер­шенствуется высшая нервная деятельность, увеличи­вается работоспособность, быстро развивается речь. Сопротивляемость организма к болезнетворным воз-


 

Возрастной период Критерии Основные морфо-функциональные изменений
    действиям внешней среды остается пониженной. Дети чувствительны к нарушению режима дня и питания
4. Первое детство (4-7 лет) < Интенсивное развитие и высокая пластичность коры головного мозга Замедление темпов роста, а в 6-7 лет - усиление ростовых процессов. Повышение координации дви­жений. Начало смены молочных зубов на постоянные. Высокая пластичность анализаторных систем, обеспе­чивающая возможность обучения, эстетического вос­питания. Особая прочность динамических стереотипов (физиологических механизмов привычек). Дальнейшее развитие речи и становление абстрактного мышления. Основой всех функций служит игра. Легко возникают травмы вследствие большой любознательности и отсутствия собственного опыта
5. Второе детство (девочки 8-11 лет, мальчики 8-12 лет) Адаптация организма к школьному обучению. Развитие абстрактного мышления Заканчивается смена молочных зубов на постоянные. Проявляются половые особенности в развитии. Развитие девочек более интенсивно, чем мальчиков. У девочек формируется грудной топ дыхания, у маль­чиков - брюшной. Повышение силы и уравновешен­ности нервных процессов под тренирующим воздей­ствием учебной нагрузки. Высокий уровень развития положительных и отрицательных условных рефлексов. Развитие внутренней речи и абстрактно-логического мышления. Эмоциональные, умственные и физические перегрузки приводят к снижению надежности организ­ма, развитию неврозов и других нарушений здоровья
6. Подростковый период (девочки 12-15 лет, мальчики 13-16 лет) Половое созревание, развитие вторичных половых признаков В начале периода - интенсивный рост. Выраженные эндокринные сдвиги и изменения в деятельности нервной системы, связанные с половым созреванием, усиление деятельности половых желез, вегетативные расстройства, повышение возбудимости ЦНС, повы­шение активности подкорковых структур, ослабление тонуса коры головного мозга, ухудшение образо­вания условных рефлексов, особенно торможения, преобладание конкретного мышления по сравнению с абстрактным; лаконичность, замедленность речи, обеднение словарного запаса. Несоответствие между предъявляемыми требованиями и физиологическими возможностями приводит к утомлению
7. Юношеский (девушки 16-20 лет, юноши 17-21 лет) Завершение развития организма и всех его систем Замедление роста. Завершение полового развития. Гармоничное развитие коры и подкорковых отделов. Возрастание роли абстрактного мышления

ШШт-^


 




ствуют о снижении резервных возможностей той системы, по отношению к кото- Первый критический период наблюдается в возрасте от 1 до 3,5 лет, т. е. в то рой использована нагрузка. По величине сдвига и длительности его сохранения время, когда ребенок начинает активно двигаться, больше общаться с внешним ми-можно судить о степени снижения резервов организма, т. е. уменьшении уровня ром. В этот период интенсивно формируются речь и сознание ребенка. При этом здоровья. Например, содержание сахара в крови натощак в состоянии предболез- повышаются и воспитательные требования к нему, что в совокупности приводит к ни (диабета) обычно соответствует среднестатистической норме покоя, однако напряженной работе физиологических систем организма. В результате перенапря-после применения «сахарной нагрузки» концентрация глюкозы в крови повыша- жения нервной системы может нарушиться психическое развитие ребенка, про-ется в большей степени и на более продолжительный период времени, чем у здо- явиться различные психические заболевания.

ровых людей. Разработаны различные функциональные нагрузки, позволяющие Второй критический период совпадает «.началом школьного обучения и при-
оценить состояние практически всех вегетативных систем, нейроэндокринньи ходится на возраст 6-8 лет. В эти годы в жизДь ребенка входят новые люди: учителя,
механизмов, а также нервно-психическое состояние. школьные друзья. Меняется его образ жизни, появляются новые обязанности, па-

Таким образом, понятие нормы должно быть комплексным и учитывать кон- дает двигательная активность и пр. Учителя и родители должны особенно бережно
кретные условия жизни, наследственность, норму покоя и реагирования. относиться к ребенку. Необходимо учитывать, что на второй период приходит

наибольшее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение дет>,
rcTCDnr,curMTUDUr.rTL правил дорожного движения — важный фактор предупреждения транспортных

Переход от одного возрастного периода к последующему является переломным Третий критический период (10-15 лет)связан с половым созреванием, пере-этйпом индивидуального развития, или критическим периодом. В целом крити- стройкой работы желез внутренней секреции и изменением в организме гормо-ческие периоды характеризуются повышенной чувствительностью к действию нального баланса. Нервная система подростков особенно ранима, поэтому воз-как позитивных, так и негативных факторов. Эти периоды существенно влияют можно возникновение нервных расстройств и психических заболеваний, на последующие этапы развития организма и на весь жизненный цикл человека. В критические периоды у детей недостаточно энергетических ресурсов для

Периоды наибольшей чувствительности к воздействию факторов внешней ере- обеспечения адаптационных процессов, вследствие чего увеличивается риск воз-
ды - сенситивные периоды. Они могут совпадать и не совпадать с критическими никновения различных заболеваний. Поэтому изучение этих периодов имеет боль-
периодами. Выявление сенситивных периодов является непременным условием со-шое значение для педагогики и медицины: можно выявить сроки оптимального
здания благоприятных адекватных условий для эффективного обучения и сохране- Достижения результатов при формировании двигательных навыков и интеллекту-
ния здоровья детей. альных способностей детей.

Факторы среды, оптимально воздействующие на определенном этапе развития Учет критических периодов способствует успешному применению целена-организма, в другие периоды могут быть нейтральными или отрицательными. От- правленных педагогических воздействий, оптимизирует процессы обучения и вос-мечается различная относительная значимость наследственных и средовых факто- питания-ров в те или иные периоды роста и развития организма человека. Так, наследствен­ные факторы играют большую роль с периода новорожденности до препубертат- ип НЕПРЕРЫВНОСТЬ

ного, в период полового созревания их роль снижается, затем вновь повышается. у, ысрдпипМЕРНОСТЬ РОСТА И РАЗВИТИЯ

Для пубертатного периода характерно влияние факторов внешней среды.

Чувствительность организма к воздействию экологических факторов — эко- Процесс онтогенеза происходит в результате роста и развития организма челове-
сенситивность — различна в зависимости от периода онтогенеза. Наиболее под ка, которые начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют
вержены экосенситивности эмбриональный, грудной и подростковый периоды, собой непрерывный, поступательный процесс, протекающий в течение всей жиз-
Организм подростков повышенно чувствителен к вредным факторам, в особен- ни. Понятие о росте и развитии организмов — одно из фундаментальных поня-
ности к токсичным веществам. тий в биологии.

В критические периоды равновесие развивающихся систем нарушено, т. е. Под термином рост понимают количественные изменения длины, объема и
старые механизмы регуляции уже исчерпали себя, а новые еще не достигли опре- Массы тела организма, связанные с увеличением числа клеток и количества со-
деленного уровня зрелости. Степень чувствительности при этом меняется: снача- ставляющих их органических молекул. В одних органах и тканях, таких как кости,
ла она увеличивается, достигая максимума, затем снижается. Легкие, рост осуществляется за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы,

В постнатальном развитии организма выделяют три критических периода. Нервная ткань) — за счет увеличения размеров самих клеток. Такое определение



2 Возрастная анатомия



процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могуоериоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития: 1-4 го-быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показаца; 8-Ю лет; 14-20 лет.

тель роста организма — это повышение в нем общего количества белка и увели Периоды интенсивного роста совпадают с критическими периодами. В эти воз-
чение размеров костей. Количественной характеристикой роста служат даннытстные периоды детский организм чрезвычайно остро реагирует на воздействие
размеров человеческого тела и его частей. неблагоприятных внешних факторов, которые могут замедлить процессы роста и

Развитие — качественные изменения в организме, заключающиеся в усложвызвать нарушения в состоянии здоровья,
нении строения и функций всех тканей и органов организма, процессов регуля- Неравномерное увеличение отдельных органов и частей тела ведет к суще-
ции. Специализация клеток для более совершенного выполнения функций обесственным изменениям пропорций организма. Новорожденный ребенок имеет от-
печивает наилучшее приспособление организма к условиям существования. Кри носительно большую голову, длинное туловище и короткие конечности. По мере
териями развития считается появление в хрящевой части скелета костной тканироста длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина верхних конечнос-
прорезывание молочных и постоянных зубов и т. д. гей — 4 раза, туловища — 3 раза. :;,.'.;.

Рост и развитие — две составляющие единого процесса. Они взаимосвязаны В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те взаимообусловлены и осуществляются постоянно. Рост и развитие — процессьорганы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно не­непрерывного скачкообразного перехода количественных накоплений в новые каобходимо. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального чественные свойства. Постепенные количественные изменения, происходящие вразвития, а почки формируются значительно позднее и начинают активно функ-процессе роста организма, приводят к проявлению у ребенка новых качественныщионировать только у новорожденного-ребенка. Половые органы усиленно растут особенностей. Например, формирование двигательных функций ребенка связанов период полового созревания, а лимфатическая ткань к этому возрасту уже закан-с созреванием нервно-мышечного аппарата: увеличивается мышечная масса и из-чивает свое развитие.

меняются свойства мышечной ткани; улучшается проведение нервных импульсов Причиной гетерохронности являются различная скорость созревания.нервных
по нервным волокнам от головного мозга к мышцам и в обратном направлениицентров, регулирующих работу различных систем, и социальные условия среды,
увеличивается количество межклеточных связей в подкорковых структурах и коре Закон гетерохронии лежит в- основе учения системогенеза*, которое было
головного мозга. разработано П. К. Анохиным и его учениками. Суть этого учения заключается в

В свою очередь качественное совершенствование двигательных функций ре-том, что структуры, составляющие к моменту рождения ребенка функционалъ-
бенка способствует количественному морфофункциональному созреванию моз-кую систему, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Так, цент-
говых структур, так как вследствие увеличения двигательной активности ребенкары дыхания и кровообращения начинают функционировать раньше, чем центры
более интенсивно формируются новые связи в подкорковых и корковых образо-речи. Из всех нервов руки прежде всего развиваются те, которые обеспечивают
ваниях головного мозга. сокращение мышц, участвующих в осуществлении хватательного рефлекса. Из

всех мышц лица ускоренно развиваются мышцы рта, с помощью которых проис­
ходит акт сосания.
1.4. ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РОСТА И РАЗВИТИЯФункциональные системы обеспечивают организму ребенка оптимальное вза-

Рост и развитие некоторых частей тела, а также органов и физиологических сис_ИМ0Деиствие с внешней средой.

„,„, - Формирование функциональных систем у детей происходит намного рань-

тем детей и подростков, происходит разновременно и неравномерно, т. е. гете- г у vj "■ / « г, « г

ше, чем это им требуется. Опережающее развитие функциональных систем — это

В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. ФазыСВОеобРазная «страховка». Например, даже в случае преждевременных родов но-
интенсивного роста сменяются фазами замедления. Для одних периодов характер™™ Уже наделен важнейшей Для его жизни Функцией сосания, обеспе-
рен общий рост ребенка, для других — увеличение отдельных частей тела. ивающеи ему питание.

Гетерохрония может выражаться в усиленном развитии организма — аксе-
Выделяют три периода интенсивного роста: перация (лат. acceleration — ускорение), или в замедленном - ретардация (лат.

1. от рождения до 1 года — длина тела ребенка увеличивается на 50 %, a Muccaretardation — замедление).

тела утраивается; Существует два вида акселерации: акселерация эпохальная и внутригруп-

2. с б до 8 лет — ростовой скачок — за 1 год длина тела может увеличиться наПовая.

7-8 см; ' __________

3. с 11 до 13 лет — увеличение длины тела за 1 год составляет 10-12 см. * Системогенез — формирование функциональных систем организма в онтогенезе.




Эпохальная акселерация представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. При массовых исследованиях физического развития детей различного возраста выявлено, что показатели многих функциональных систем современных детей зна­чительно превышают таковые у детей 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных увеличилась на 2-2,5 см, а масса — на 0,5 кг; у 15-летних— на 6-10 см и 3-10 кг соответственно. Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди до­стигали максимального роста в возрасте 25-26 лет.

Акселерация стимулирует и психическое развитие детей. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического разви­тия отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.

В настоящее время увеличивается количество высокорослых и низкорослых детей, это обусловлено как внешними, так и внутренними факторами.

У высокорослых детей энергия в большей степени расходуется на количествен­ное увеличение различных структур и в меньшей степени — на их качественное преобразование. Как правило, у акселерированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, созда­ются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Дети-акселера­ты чаще страдают различными нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ускорение и замедление психического развития выявляются при изучении психофункциональных показателей: памяти, абстрактного мышления, развития речи, внимания, умственной работоспособности и т. д. По степени выраженности этих показателей выделяют три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые.

Ребенок с ускоренным психическим развитием испытывает недостаток инфор­мации в школе. Он постепенно становится средним учеником. Ребенок, отстающий в психическом развитии, испытывает информационную перегрузку, которая ведет к нарушению в деятельности нервной системы. Такой ребенок, как правило, стано­вится неуспевающим. В учебном процессе необходимо учитывать биологические и психические особенности таких детей.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Существуют различ­ные гипотезы о причинах ее возникновения:

" широкая миграция современного населения и, как следствие, увеличение ко­личества смешанных браков;

■ урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирую­щее влияние условий городской жизни на темпы физического развития;

■ увеличение уровня радиации на Земле;

■ улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран.

Явления акселерации и ретардации требуют пересмотра методов обучения, изме­нения форм полового, физического и эстетического воспитания. Определение сте­пени умственного развития детей перед поступлением в школу необходимо для


дифференцированного обучения, которое может осуществляться с использовани­ем индивидуальных программ или в специализированных классах.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ

Организм, взаимодействуя с окружающей средой, имеет механизмы, которые обес­печивают его жизнеспособность. В процессе филогенеза (историческое развитие того или иного вида) был создан своеобразный резерв у организма, который со­ставляет так называемую биологическую надежность организма.

Биологическая надежность присуща как всему организму в целом, так и его
функциональным системам. Накопление надежности в отдельных органах и систе­
мах происходит гетерохронно. В первую очередь максимальное увеличение биоло­
гической надежности происходит в тех системах, которые на данном этапе разви­
тия организма более значимы. Например, концентрация факторов, участвующих
в свертывании крови, у новорожденногс^уже близка к уровню взрослого человека.
В течение первых двух лет жизни эта концентрация повышается в 2-3 раза. Такое
увеличение совпадает с периодом овладения ребенком навыками ходьбы и повы­
шает биологическую надежность организма, .который может подвергаться трав­
мам и повреждениям. " •

Биологическая надежность одних систем обеспечивается дублированием ор­ганов (парные почки, легкие, глаза и т. д.); других — взаимозаменяемостью (поте­ря зрения приводит к обострению слуха и тактильной чувствительности).

Важной особенностью биологической надежности является то, что в нормаль­ных условиях организм и все его системы функционируют не на пределе своих воз­можностей, а сохраняют определенный резерв, который может быть использован в экстремальных ситуациях. Например, в вентиляции легких участвует лишь 15 % легочной ткани, а при интенсивной физической работе — 25-30 %. В коре больших полушарий активны 4 % нервных клеток, что свидетельствует об огромных резерв­ных возможностях нервной системы.

Биологическая надежность наследственно закреплена и позволяет расширять или. снижать границы жизненных возможностей человека в зависимости от усло­вий жизни. Так, закаливание организма расширяет резервные возможности тем­пературной адаптации, а недостаточное питание детей приводит к нарушениям деятельности организма.

За счет биологической надежности достигается экономизация функций орга­низма. Организм в условиях покоя использует только часть своих функциональ­ных возможностей для адаптации к различным воздействиям, сохраняя резерв для ответной реакции в экстремальных ситуациях. Например, максимальная частота сердечных сокращений у человека составляет примерно 170-180 циклов в 1 мин. В раннем возрасте частота сердечных сокращений у детей, даже в1 покое, равна 120-130 уд./мин, тогда как у взрослых нетренированных людей — 80 уд./мин, а у трени­рованных спортсменов — 60 уд./мин. Благодаря уменьшению частоты сердечных сокращений увеличивается резерв функциональных возможностей сердца.


1.6. АДАПТИВНОСТЬ

Адаптация — свойство организма приспосабливаться к действию факторов ок­ружающей среды. Различают адаптацию физиологическую и социальную. Фи­зиологическая адаптация — совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды, направленных на сохранение свойственного организму уровня гомеостаза (относительное физико-химическое постоянство внутренней среды организма).

В настоящее время под адаптацией понимают формирование приспособитель­ных реакций организма не только при действии неблагоприятных или экстремаль­ных факторов среды, но и при действии обычных (не экстремальных) факторов.

Любые приспособительные реакции в организме осуществляются под контро­лем ЦНС благодаря формированию специальных функциональных систем адап­тации, которые включают корковые и подкорковые отделы головного мозга и эн­докринные железы. При формировании защитных реакций организма в условиях экстремальных воздействий (стресса) особое значение имеет гипофиз и надпочеч­ники, они синтезируют адаптивные гормоны.

Социальная адаптация заключается в том, что человек должен приспосабли­ваться к действию факторов социальной среды и вырабатывать поведенческие реакции для данной социальной микрогруппы: семья, ясли, детский сад, школа и т. д.

Адаптационные возможности детей и подростков существенно меньше, чем взрослого человека, поэтому учителям и родителям следует оберегать детей от рез­ких изменений условий жизни, воздействия непривычных для них раздражающих факторов. Затрудняет адаптацию неблагополучный анамнез* ребенка: патологи­ческое течение беременности у матери, неблагоприятные роды, частые заболева­ния ребенка, травмы головного мозга. Резко снижаются адаптационные возмож­ности организма детей в критические периоды развития.

Поступление детей в школу в корне меняет характер их жизни. Им прихо­дится адаптироваться к школьной нагрузке — физической, умственной и эмоци­ональной. Проведение нескольких часов в день за партой в школе, дома за сто­лом приводит к напряжению статических мышц, поддерживающих осанку. Не­зрелость опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста, а также недостаточное развитие координационных механизмов в коре головного мозга обусловливают несовершенство двигательной функции. Из-за недостаточ­ной силы нервных процессов, преобладания процессов возбуждения над процес­сами торможения возможны неустойчивое внимание, ухудшение памяти и быст­рое утомление. Многие школьники испытывают гиподинамию (уменьшение дви­гательной активности), которая ведет к ухудшению функций нервной системы, внутренних органов, костной и мышечной систем и нарушению осанки.

* Анамнез — сведения о наследственности, перенесенных болезнях и условиях жизни больного как материал для диагноза.


Адаптация первоклассников к школьной нагрузке протекает в три фазы.

1. Фаза ориентировочного приспособления — длится 2 недели и характеризует­ся повышением возбудимости детей, увеличением реактивности всех систем. У 40 % детей наблюдается повышенная двигательная активность. Учителю не­обходимо реализовать эту активность посредством проведения физкультмину­ток и организации перемен с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

2. Фаза относительно устойчивого приспособления — длится до 6 недель. В эту фазу происходит постепенное привыкание детей к новым условиям, режиму. Однако это привыкание неустойчиво, шитому любые перегрузки могут при­вести к истощению организма, нарушению психики ребенка, агрессии, раз­личным формам неврозов (боязнь шкоды, учителя, плохих отметок и т. д.). Ус­тановлено, что около 15 % детей не справляются со школьной нагрузкой, из-за чего возникают различные заболевания органов дыхания, желудочно-кишеч­ного тракта, инфекционные заболевания. В таком случае следует перевести. ребенка на индивидуальное обучение либо повременить с его обучением..

3. Фаза неполного приспособления -^длится от 16 до 20 недель. Происходит тренировка всех систем организма, у ученика улучшается работоспособность, он овладевает навыками письма, чтения, счета. Развитие и длительность этой фазы зависят от условий, создаваемых педагогами и родителями. Рациональ­но составленный режим дня, регулярное Полноценное питание и достаточный сон облегчают адаптацию детей к школьной нагрузке. Следует помнить, что ни одна схема режима дня не может быть универсальной, необходимо учиты­вать индивидуальные особенности ребенка.

Поскольку адаптация младших школьников протекает на разных уровнях (нервно-психическом, двигательно-поведенческом, вегетативном, биохимическом и т. д.), то для оценки адаптации используют различные тесты и методики.

Существует пассивная адаптация, которая заключается в избегании от воз­действия факторов среды или подчинении им. Такое проявление адаптации не­благоприятно для дальнейшего развития ребенка и свидетельствует о необходи­мости коррекции условий его жизни.









Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь