Предмет анатомии и физиологии


ВВЕДЕНИЕ

Предмет анатомии и физиологии

Связь с другими науками

Методы исследования в анатомии

Методы физиологического исследования

Краткая история развития

  1. Проверьте себя
  2. Презентация

ВВЕДЕНИЕ

Занятие № 1. Предмет анатомии и физиологии. Методы исследования. История развития

 

План

1. Предмет анатомии и физиологии, их взаимная связь и значение в медицине.

2. Методы исследования в анатомии и физиологии.

3. Краткие исторические сведения по истории развития анатомии и физиологии.

¨ Анатомия в странах древнего мира (Гиппократ, Аристотель).

¨ Анатомия периода средневековья (Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Авиценна).

¨ Развитие анатомии и физиологии в Западной Европе, России и Белоруссии.

ПРЕДМЕТ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

Анатомияизучает форму и строение человеческого организма.

Физиологияизучает функции живого организма, его органов, клеток и отдельных клеточных структур. Физиология рассматривает функции организма с учетом воздействия на него факторов внешней среды. Павлов говорил: "Задача физиологии состоит в том, что бы понять работу машины человеческого организма, определить значение каждой его части, понять, как эти части связаны, как они взаимодействуют и каким образом из их взаимодействия получается валовой продукт – общая работа организма".

В биологии выделяют: морфологию и физиологию. Деление это условное и базируется г.о. на различии задач и методов исследования.

Человеческий организм целостная система, все части которой связаны между собой и с окружающей средой. Он изменяется в процессе эволюции и на протяжении всей жизни.

Филогенез – историческое развитие человеческого рода в процессе эволюции животных.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма от момента оплодотворения яйцеклетки и до смерти (связь с эмбриологией).

Систематическая анатомия –изучает строение тела по системам.

Топографическая анатомия –изучает строение тела по областям с учетом положения органов, их взаимоотношения между собой и со скелетом.

Пластическая анатомия– объясняет внешние формы и пропорции.

Патологическая анатомия – изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани

Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений:

1. общая физиология – изучает природу основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирования организма на воздействия среды.

2. специальная (частная) физиология – исследует особенности жизнедеятельности отдельных органов и тканей.

3. прикладная физиология – изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

1. с дисциплинами морфологического профиля – анатомией, цитологией, гистологией.

2. с физикой и химией, так как все явления, происходящие в организме, основаны на законах этих наук.

3. с биофизикой и биохимией – для изучения функциональных сдвигов в живом организме и выяснения механизма их регуляции.

4. медицинскими науками, так как медицина, анатомия и физиология неотделимы друг от друга. Знание физиологии необходимо для распознавания заболевания, выбора и проведения правильного лечения, а также для разработки профилактических мероприятий.

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В АНАТОМИИ

 

II. Изучение строения на живом человеке

1. рентгенологический

2. соматоскопический (визуальный осмотр) – для определения формы грудной клетки, развития отдельных групп мышц и др.

3. антропометрический – изучение путем измерения, определения пропорций тела и др.

4. эндоскопический – исследование внутренней поверхности органов с помощью световой техники.

 

I. Наблюдение

II. Эксперимент – основной метод физиологического исследования.

¨ острый – вивисекция (живосечение) – позволяет изучить за короткий промежуток времени какую-то функцию (искусственная изоляция органов и тканей, стимуляция различных нервов, введение лекарств и др.)

¨ хронический – позволяет в течение длительного времени изучать функции организма в условиях нормального взаимодействия его с окружающей средой (наложение фистул, пересадка органов, вживление электродов и др.)

Экспериментальные методы

1. метод экстирпации (удаления) органа или его части

2. фистульный метод – основан на введении в полый орган металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. Используется для исследования секреторной функции органов

3. метод катетеризации – при помощи тонких синтетических трубок – катетеров, для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, кровеносных сосудах, сердце.

4. метод денервации – перерезание нервных волокон.

Инструментальные методы

1. ЭКГ – электрокардиография.

2. ЭЭГ – электроэнцефалография.

Применение компьютерной техники в проведении физиологического эксперимента значительно изменило его технику, способы регистрации процессов и обработку полученных результатов.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

История анатомии уходит своими истоками к V веку до нашей эры. К тому времени анатомия представляла отрывочные сведения и результаты наблюдений, проводимых в большинстве случаев над животными.

Анатомия как наука начинает складываться у древних греков.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) – знаменитый врач Древней Греции учил, что основу строения организма составляют четыре "сока" – кровь, слизь, желчь и черная желчь. От преобладания одного из этих соков и зависит тип темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Гиппократ смотрел на болезни как результат неправильного смешения жидкостей. Его считают отцом медицины. Ошибки: не отличал нервов от сухожилий, артерии содержат воздух.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) оказал огромное влияние на развитие анатомии, как величайший философ и ученый-естествоиспытатель. Он явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии.

Авиценна(980-1037) – крупнейший ученый, врач, поэт и государственный деятель. Утверждал, что организм человека управляется четырьмя органами: сердце, мозг, печень и яичко. Написал около 100 сочинений, среди которых выделяется "Канон медицины". По нему учились врачи Востока и Запада до 17 столетия.

Начиная с 14-18 вв. во многих странах открываются университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – величайший гений эпохи Возрождения – был одновременно художником, инженером, философом и ученым в разных областях науки, в том числе и анатомии. Он одним из первых стал вскрывать трупы людей. В своих рисунках впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела. Явился основоположником пластической анатомии.

Андреас Везалий (1514-1565) – революционер анатомии. Широко применял вскрытие трупов, впервые систематически изучил строение тела человека.

Фаллопий, Евстахий, Мальпиги – ученики и последователи.

Пирогов Н. И.(1810-1881) – создатель топографической анатомии. Он ввел в анатомию новый метод исследования – последовательные распилы замороженных трупов.

А. П. Протасов – первый русский академик-анатом – автор многих работ по изучению телосложения человека, строения и функции желудка.

П. В. Посников – первый русский физиолог, который поставил перед собой задачу – экспериментально изучить причину наступления смерти.

А. М. Филомафитский – профессор Московского университета – изучал физиологию дыхания, переливания крови, написал первый русский учебник по физиологии.

И. М. Сеченова называют отцом русской физиологии. Он изучал проблемы транспорта газов кровью, физиологию ЦНС. Является создателем физиологии труда. В 1863 году издана книга "Рефлексы головного мозга", которая оказала большое влияние на общественную мысль России. Идеи Сеченова в дальнейшем были развиты в трудах И. П. Павлова.

И. П. Павлов – сыграл выдающуюся роль в развитии отечественной и мировой физиологической науки. Научная деятельность Павлова развивалась в трех направлениях:

1. изучение вопросов физиологии кровообращения;

2. физиология пищеварения;

Организм – единое целое

Единство организма и среды

Принцип нервизма.

Н. Е. Введенский – является непосредственным продолжателем исследований Сеченова (его ученик) – разработал новый метод телефонической регистрации электрических явлений в живых тканях. Им были установлены единство процессов возбуждения и торможения , их неразрывная связь. Разработал учение о парабиозе – универсальной реакции живой ткани на повреждающие воздействия.

П. К. Анохин создал учение о функциональных системах организма. Функциональной системой называется совокупность органов и тканей, принадлежащих к различным анатомо-физиологическим образованиям, но обеспечивающих определенную форму приспособительной деятельности организма.

 

Значительный вклад в развитие анатомии и физиологии внесли и ученые Беларуси.

 

В 1775 году в Гродно была открыта медицинская академия, которую возглавил профессор анатомии Ж. Э. Жилибер (1741-1814). При академии были созданы анатомический театр и музей.

Август Бекю – уроженец Гродно – первый профессор самостоятельной кафедры физиологии Виленского университета.

М. Гомолицкий – родился в Слонимском уезде, тоже возглавлял кафедру физиологии в Виленском университете. Проводил эксперименты на животных, занимался проблемами переливания крови.

Н. О. Цибульский впервые выделил в 1893-96 гг. активный экстракт надпочечников, что в дальнейшем позволило получить гормоны этой железы в чистом виде.

С. И. Лебедкин – основатель белорусской школы анатомов, возглавлял кафедру анатомии Минского медицинского института.

Д. М. Голуб – последователь Лебедкина. Присуждена Государственная премия СССр за цикл работ по развитию ВНС.

И. А. Булыгин – изучал строение спинного и головного мозга, ВНС.

Н. И. Аринчин – изучал физиологию и патологию кровообращения.

Проверьте себя.

  1. Историческое развитие человеческого рода в процессе эволюции животных:

а) цитогенез

б) онтогенез

в) филогенез

2. Индивидуальное развитие организма:

а) цитогенез

б) онтогенез

в) филогенез

3. Наука, изучающая строение тела по областям:

а) общая анатомия

б) топографическая анатомия

в) систематическая анатомия

г) специальная физиология

4. Наука, изучающая природу основных жизненных процессов, протекающих в организме:

а) общая физиология

б) топографическая анатомия

в) систематическая анатомия

г) специальная физиология

5. Специальная физиология изучает:

а) особенности жизнедеятельности отдельных органов и тканей

б) закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями

в) поврежденные той или иной болезнью органы и ткани

г) строение тела по системам

6. Основной метод физиологического исследования:

а) исследование трупного материала

б) эндоскопический

в) экспериментальный

г) распиливание замороженных трупов

7. Назовите методы исследования трупного материала:

а) инъекционный

б) фистульный

в) эндоскопический

г) метод коррозии

ВВЕДЕНИЕ

Предмет анатомии и физиологии

Связь с другими науками









Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь


Warning: Unknown: open(/tmp/sess_c0350a115e74f0802a9eff55a5dc557b, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0