Функциональные системы в психофизиологии


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение. 2

1. Функциональные системы в психофизиологии.. 4

1.1. Нервная система как основная функциональная система человека. 4

1.2. Взаимосвязь психики и нервной системы.. 7

1.3. Теория функциональных систем П.К. Анохина. 11

Выводы к главе 1:. 16

2. Описания экспериментальных исследований функциональных систем в психофизиологии. 16

2.1. Методы исследования саморегуляции ФС.. 16

2.2. Формирование альтернативной функциональной системы при изменении функционального состояния. 22

2.3. Теория функциональных систем и управление тренировочным процессом спортсменов. 25

Выводы к главе 2:. 28

Заключение. 30

Список литературы.. 31

 


Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что весь наш организм представляет собой одну систему, состоящую из элементов - тоже систем, только поменьше, которые непрерывно взаимодействуют между собой, обеспечивая работу всего организма.

Как устроены эти системы? Как они функционируют между собой? Какие принципы лежат в основе их работы?

Теория функциональных систем – своего рода модель, отвечающая на эти вопросы. Она описывает поведение человека, отражает сложные механизмы нервной системы, которые направленны на достижение определенной цели – полезного результата.

Какое же значение имеет теория функциональных систем для такой науки, как психофизиология?

Как мы помним, психофизиология – наука, изучающая соотношение психики и мозга, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы в выполнении психической деятельности. Психика – это своего рода ответ на активность процессов нервной системы, её деятельности. Но нервная система – это одна из составляющих большой системы под названием «Организм», а значит её деятельность была вызвана деятельностью какой-то другой системы, а может не одной, а нескольких, либо же повлекла за собой деятельность других систем. Таким образом, в этом «ответе» задействованы сразу не один элемент, а их совокупность. Получается, что теория функциональных систем показывает и объясняет, какими бывают «ответы», как они проявляются и что при этом меняется в одной большой системе, которую называют живым организмом.

Цель: Изучить теории функциональных системы в психофизиологии с теоретической и экспериментальной точки зрения.

Задачи:

1) Изучить нервную систему, как основную функциональную систему организма человека.

2) Рассмотреть взаимосвязь психики и нервной системы.

3) Изучить теорию функциональных систем П.К. Анохина.

4) Рассмотреть методы исследования саморегуляции функциональных систем.

5) Исследовать формирование новой альтернативной психофизиологической функциональной системы в процессе изменения функционального состояния.

6) Рассмотреть теорию функциональных систем применительно к спортивной деятельности.

Объект: Функциональные системы организма.

Предмет: Теоретическая и экспериментальная интерпретации функциональных систем в психофизиологии.


 

Функциональные системы в психофизиологии

Описания экспериментальных исследований функциональных систем в психофизиологии.

Факторная структура коэффициентов саморегуляции

Факторная структура коэффициентов саморегуляции функциональных систем при введение обратной связи

  Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
пвп дт лр вт пвп дт лр вт пвп дт лр вт пвп дт лр вт  
К1 0,93 0,92 0,86 0, 92 0,07 -0,09 0,02 0,00 0,06 0,21 0, 37 0,27 0,04 -0,10 0,10 -0,35  
К2 0,79 0,89 0,66 0,68 0,09 0,14 0,18 0,36 0,06 0,28 0,61 0,31 0,04 0,01 0,18 0,04  
К3 0,06 0,34 0,12 0,13 -0,04 -0,10 -0,14 -0,17 -0,08 -0,02 0,13 -0,50 0,97 0,82 -0,88 -0,62  
К4 0,86 0,82 0,77 0,72 0,16 -0,04 0,02 0,02 0,23 0,10 -0,13 0,16 0,02 0,41 -0,15 0,82  
К5 0,85 0,78 0,71 0,92 0,02 -0,06 0,10 0,08 0,00 0,15 0,56 0,28 -0,03 -0,53 0,29 0,09  
К6 -0,04 -0,05 0.07 -0,06 0,92 0,87 0,84 0,80 -0,04 0,02 0,15 0,29 -0,09 0,02 0,14 0,00  
К7 0,12 0,12 -0,03 0,07 0,95 0.69 0,92 0,91 0,04 0,12 0,24 -0,03 0,01 -0,31 0,00 -0,03  
К8 0,09 0,00 0,003 0,06 0,98 0,97 0,97 0,99 0,02 0,00 0,12 0,00 0,02 0,03 0,01 -0,03  
К9 0,04 0,21 0,14 0,13 -0,04 -0,12 0,05 -0,19 0,78 0,68 0,81 0,26 0,03 -0,30 0,0,17 0,73  
К10 -0,06 0,12 -0,03 0,01 0,04 0,12 0,32 0,013 0,84 0,92 0,84 0,85 0,00 -0,03 0,08 0,25  
К11 0,94 0,90 0,85 0,73 0,04 -0,03 0,07 0,05 -0,06 0,06 0,30 0,26 0,18 0,13 -0,25 0,36  
К12 0,07 0,13 0,29 0,38 0,04 0,07 0,16 -0,03 0,77 0,78 0.74 0,88 0,05 0,17 -0,15 0,01  
                                           

 

Заключение

Теория функциональных систем П.К. Анохина изменила стратегию исследования человека в различных сферах науки, в том числе в психофизиологии: в попытках соотнести различные психофизиологические индивидуальные свойства со структурными элементами единого целого, а также использование системного подхода в изучению нейрофизиологических основ психики и нового направления в психологии - системной психофизиологии

Данная теория показала, что работа всего организма обусловлена взаимодействием нескольких функциональных систем. Эти функциональные системы могут быть различны по своим уровням, различных по своему строению и предназначению. Цель этого взаимодействия - достижение полезного результата, являющегося системообразующим фактором функциональных систем. Достичь результата – значит изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.

Таким образом, можно сказать, что при функционирование система изменяется, а любое её изменение направлено на получение пользы.

Теория функциональных систем описывает организацию процессов жизнедеятельности в целостном организме, взаимодействующем со средой, и экспериментально подтверждена важность знаний теории функциональных систем во многих сферах жизни общества.

 


Список литературы

1)Александров Ю.И. Психофизиология. -М.: «ИНФА», 2014; – 465с.

2) Александров Ю.И. Основы психофизиологии. - М.: «Современник», 2005; – 486 с.

3) Алейникова Т. В., Думбай В. Н., Кураев Г. А., Фельдман Г. Л.; под ред. Кураева Г. А.. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 384 с.

4) Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: 2011. – 536 с.

5) Баранова А.А. Киреева Н.Н. Общая психология и психология личности. СПб.: 2011 – 639с.

6) Батуев.А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем.: Учебник для вузов.3-е изд. СПб., 2006.

7) Безденежных Б.Н. Психофизиология: учебно-методический комплекс. М.: «ЕАОИ», 2011. – 207 с.

8) Бердникова Д.В. Методы исследования саморегуляции функциональных систем. // Вестник новых медицинских технологий. №1, том ХVIII, 2011. – С.22 - 24.

9) Берштен Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. М.: 2003. – 303 с.

10) Булгакова О.С. Формирование альтернативной функциональной системы при изменении функциональных состояний. // Успехи современного естествознания. №3. 2013. –С.35, 36 – 39.

11) Вилюнас. В.К. Психология эмоционального явления. М.: 2003. – 146 с.

12) Гальперин С. Анатомия и физиология человека. М.: «Высшая школа», 2004. – 364 с.

13) Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс. – 2000. – 373 с.

14) Исаев А. П. Теория функциональных систем и строений. Проблемы адаптации и стресса. - // Человек. Спорт. Медицина. № 4 часть 44, 2005. - 8 с.

15) Классина С.Я. Методология теории функциональных систем как новый подход к управлению тренировочным процессом. - // Всестник новых медицинских технологий. № 4, том 19, 2012. – С. 119- 124.

16) Кроль В.М. Психофизиология человека. – СПб.: « Питер», 2003- 304с.

17) Козьяков Р.В. Психофизиология. – М.: «Директ – Медиа», 2013. – 163 с.

18) Немов Р.С. Психофизиология. – М.: «Владос», 2013. – 688 с.

19) Новиков С.А. Жизненый сценарий в свете теории функциональных систем Анохина П.К. // Российский медико-биологический вестник имени академика Павлов И.П. №3, 2013. – 175 с.

20) Нуркова В.В, Березанская Н.Б. Психология. М., 2005. – 484 с.

21) Привес М.Г. Анатомия человека. М: // Медицина», 2005. – 378 с.

22) Смирнова В.М. Физиология человека. – М.: // СО РАН,2001. – 568 с.

23) Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учебное пособие. - М.: Академия, 2003. - 304 с.

24) Судаков К.В. Развитие теории функциональных систем в научной школе П.К. Анохина. // Вестник Международной академии наук. Русская секция. №1. 2011. – 5 с.

25) Физиология человека: учебное пособие для студ. мед. вузов / под ред Ю. И. Савченкова. ­ 2­е изд., испр. и доп. ­ Ростов н/Д. : Феникс ; Красноярск : Издат. проекты, 2007. ­ 155 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение. 2

1. Функциональные системы в психофизиологии.. 4

1.1. Нервная система как основная функциональная система человека. 4

1.2. Взаимосвязь психики и нервной системы.. 7

1.3. Теория функциональных систем П.К. Анохина. 11

Выводы к главе 1:. 16

2. Описания экспериментальных исследований функциональных систем в психофизиологии. 16

2.1. Методы исследования саморегуляции ФС.. 16

2.2. Формирование альтернативной функциональной системы при изменении функционального состояния. 22

2.3. Теория функциональных систем и управление тренировочным процессом спортсменов. 25

Выводы к главе 2:. 28

Заключение. 30

Список литературы.. 31

 


Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что весь наш организм представляет собой одну систему, состоящую из элементов - тоже систем, только поменьше, которые непрерывно взаимодействуют между собой, обеспечивая работу всего организма.

Как устроены эти системы? Как они функционируют между собой? Какие принципы лежат в основе их работы?

Теория функциональных систем – своего рода модель, отвечающая на эти вопросы. Она описывает поведение человека, отражает сложные механизмы нервной системы, которые направленны на достижение определенной цели – полезного результата.

Какое же значение имеет теория функциональных систем для такой науки, как психофизиология?

Как мы помним, психофизиология – наука, изучающая соотношение психики и мозга, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы в выполнении психической деятельности. Психика – это своего рода ответ на активность процессов нервной системы, её деятельности. Но нервная система – это одна из составляющих большой системы под названием «Организм», а значит её деятельность была вызвана деятельностью какой-то другой системы, а может не одной, а нескольких, либо же повлекла за собой деятельность других систем. Таким образом, в этом «ответе» задействованы сразу не один элемент, а их совокупность. Получается, что теория функциональных систем показывает и объясняет, какими бывают «ответы», как они проявляются и что при этом меняется в одной большой системе, которую называют живым организмом.

Цель: Изучить теории функциональных системы в психофизиологии с теоретической и экспериментальной точки зрения.

Задачи:

1) Изучить нервную систему, как основную функциональную систему организма человека.

2) Рассмотреть взаимосвязь психики и нервной системы.

3) Изучить теорию функциональных систем П.К. Анохина.

4) Рассмотреть методы исследования саморегуляции функциональных систем.

5) Исследовать формирование новой альтернативной психофизиологической функциональной системы в процессе изменения функционального состояния.

6) Рассмотреть теорию функциональных систем применительно к спортивной деятельности.

Объект: Функциональные системы организма.

Предмет: Теоретическая и экспериментальная интерпретации функциональных систем в психофизиологии.


 

Функциональные системы в психофизиологии









Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь